Контрастный цвет зеленому. Контраст дополнительных цветов

  • Глава 02. Цвет и цветовое воздействие
  • Глава 03. Цветовая гармония
  • Глава 04. Субъективное отношение к цвету
  • Глава 05. Цветовое конструирование
  • Глава 06. Двенадцатичастный цветовой круг
  • Глава 07. Семь типов цветовых контрастов
  • Глава 08. Контраст по цвету
  • Глава 09. Контраст светлого и темного
  • Глава 10. Контраст холодного и теплого
  • Глава 11. Контраст дополнительных цветов
  • Глава 12. Симультанный контраст
  • Глава 13. Контраст по насыщенности
  • Глава 14. Контраст по площади цветовых пятен
  • Глава 15. Смешение цветов
  • Глава 16.
  • Глава 17. Цветовые созвучия
  • Глава 18. Форма и цвет
  • Глава 19. Пространственное воздействие цвета
  • Глава 20. Теория цветовых впечатлений
  • Глава 21. Теория цветовой выразительности
  • Глава 22. Композиция
  • Послесловие
  • Контраст дополнительных цветов

    Мы называем два цвета дополнительными, если их пигменты, будучи смешанными, дают нейтральный серо-черный цвет. В физике два хроматических света, которые при смешивании дают белый свет, также считаются дополнительными. Два дополнительных цвета образуют странную пару. Они противоположны друг другу, но нуждаются один в другом. Расположенные рядом, они максимально возбуждают друг друга и взаимоуничтожаются при смешивании, образуя серо-черный тон, как огонь и вода. Каждый цвет имеет лишь один-единственный цвет, который является по отношению к нему дополнительным. В цветовом круге на рисунке 3 дополнительные цвета расположены диаметрально один другому. Они образуют следующие пары дополнительных цветов:

    • желтый - фиолетовый
    • желто-оранжевый - сине-фиолетовый
    • оранжевый - синий
    • красно-оранжевый - сине-зеленый
    • красный - зеленый
    • красно-фиолетовый - желто-зеленый.

    Если мы проанализируем эти пары дополнительных цветов, то найдем, что в них всегда присутствуют все три основных цвета:

    • желтый, красный и синий: желтый - фиолетовый = желтый, красный + синий;
    • синий - оранжевый = синий, желтый + красный;
    • красный - зеленый = красный, желтый + синий.

    Подобно тому как смесь желтого, красного и синего дает серый, так и смесь двух дополнительных цветов также превращается в вариант серого цвета.

    Можно вспомнить также опыт из раздела «Физика цвета», когда при исключении одного из цветов спектра все остальные цвета, будучи смешанными, давали его дополнительный цвет. Для каждого из цветов спектра сумма всех остальных образует его дополнительный цвет. Физиологически доказано, что как и явление остаточного изображения, так и симультанный контраст иллюстрируют удивительный и до сих пор необъяснимый факт появления в наших глазах при восприятии того или иного цвета одновременно и другого, уравновешивающего его дополнительного цвета, который в случае его реального отсутствия спонтанно генерируется в нашем сознании. Это явление весьма важно для всех практически работающих с цветом. В разделе «цветовая гармония» было установлено, что закон дополнительных цветов является основой композиционной гармонии, потому что при его соблюдении в глазах создается ощущение полного равновесия.

    Дополнительные цвета, в их пропорционально правильном соотношении, придают произведению статически прочную основу воздействия. При этом каждый цвет остается неизменным в своей интенсивности. Впечатления, производимые дополнительными цветами, идентичны сущности собственно самого цвета. Эта статистическая сила воздействия дополнительных цветов играет особо важную роль для настенной живописи. Однако помимо этого каждая пара дополнительных цветов обладает и другими особенностями. Так, пара желтый - фиолетовый представляет собой не только контраст дополнительных цветов, но и сильный контраст светлого и темного. Красно-оранжевый - сине-зеленый это также не только пара дополнительных цветов, но одновременно и чрезвычайно сильный контраст холодного и теплого. Красный и дополнительный к нему зеленый равнозначны по своей светлоте. Чтобы яснее усвоить элементарную сущность контраста дополнительных цветов, приведем несколько следующих упражнений.

    На рисунках 23-28 представлены три пары дополнительных цветов и их смеси, позволяющие получить серый тон. Цветовая градация полос, образованных при смешении каждой пары дополнительных цветов, определяется постепенным увеличением количества цвета, добавляемого к основному. При этом в центре каждого из этих рядов возникает тот нейтральный серый, который свидетельствует, что данная пара цветов является дополнительной. Если же этого серого не получается, то выбранные цвета не являются дополнительными. Рисунок 29 демонстрирует композицию из красного и зеленого и различных модуляций, возникающих при их смешении. Рисунок 30 составлен из квадратов, образованных смешением двух пар дополнительных цветов: оранжевого и синего и красно-оранжевого и сине-зеленого.

    Во многих картинах, построенных на контрастах дополнительных цветов, эти цвета используются не только в их собственно контрастных качествах, но и составляют основу смесей, которые, наоборот, служат средством тонального выравнивания произведений.

    Природа весьма часто демонстрирует нам подобное цветовое смешение. Его можно видеть на стеблях и листьях кустов красных роз пока еще не распустились бутоны. Красный цвет будущих роз смешивается здесь с зеленым цветом стеблей и листьев, вследствие чего возникают прекрасные красно-серые и зелено-серые оттенки.

    С помощью двух дополнительных цветов можно получить особенно красивые серые цвета. Старые мастера добивались столь цветного серого, например, благодаря тому, что на основной цвет полосками накладывали противоположный ему или же покрывали первый цветовой слой тончайшим слоем дополнительного к нему цвета.

    Пуантилисты добивались цветного серого другим способом. Они наносили чистые цвета мельчайшими точками рядом друг с другом, а появление собственно серого тона происходило уже в глазах зрителя.

    Примерами использования контраста дополнительных цветов могут служить следующие картины: «Мадонна канцлера Ролена» Яна ван Эйка (1390-1441), Париж, Лувр; «Царь Соломон, встречающий царицу Савскую» в Ареццо и работа Поля Сезанна «Гора Сен-Виктор», Филадельфия, Музей искусства.

    Слово "контраст" постоянно присутствует в нашей жизни. Мы употребляем его, когда сопоставляем две вещи, обладающих разными значениями по одному признаку, и чем дальше эти значения, тем контраст сильнее. Сейчас я хочу поговорить о цветовом контрасте, - каким он бывает и зачем это знать.

    В колористике выделяют 7 видов контраста:
    Контраст по цвету,
    контраст дополнительных цветов,
    контраст светлого и темного,
    контраст по насыщенности,
    температурный контраст,
    контраст площадей,
    симультанный контраст.

    Посмотрим, что представляет каждый из них.
    Контраст по цвету

    Самый простой из всех видов контрастов, представляет сочетание чистых цветов спектра. Наиболее сильный контраст создают базовые цвета: синий, красный и желтый. Контраст по цвету можно усилить, если добавить ахроматический белый или черный. Использование контраста по цвету в одежде придает ей яркости, декоративности.

    Контраст дополнительных цветов.

    Для понимания сути этого контраста, нужно ввести понятие цветового круга. Исаак Ньютон еще в 17 веке разложил солнечный цвет на 12 оттенков спектра и поместил их на круге. Кроме 7 основных цветов радуги, в такой круг входят еще переходные цвета.

    Контраст дополнительных цветов основан на сочетании цветов, диаметрально противоположных на круге. Находясь рядом, эти цвета подчеркивают, усиливают друг друга, создавая тем самым красивый контраст.

    Контраст по светлоте

    Самый сильный контраст по светлоте образую белый и черный, при сравнении оттенков серого контраст снижается. Но контрастными по светлоте могут быть не только ахроматические (черный, белый и серый) цвета. И здесь нам опять пригодится цветовой круг. Если перевести хроматические цвета в черно-белую гамму, то мы увидим разные оттенки серого - от почти белого (желтый) до почти черного (фиолетовый). Самый слабый контраст создают красный и зеленый, так как в черно-белом виде соответствуют примерно одинаковому оттенку серого.

    Контраст по светлоте в одежде позволяет играть с пропорциями и визуально корректировать недостатки фигуры, а контраст по светлоте во внешности определяет особенности цветовой гаммы вашего гардероба.

    Контраст по насыщенности

    Насыщенность оттенка определяется присутствием в нем чистого хроматического цвета. Добавление ахроматических белого, черного или другого хроматического цвета снижает насыщенность. Таким образом, контраст по насыщенности возникает между чистым и приглушенным оттенком.

    Важно отличать контраст по насыщенности от контраста по светлоте: контраст светлого и темного в пределах одного тона необязательно является контрастом по насыщенности. Контраст по насыщенности в одежде позволяет создавать мягкую, красивую цветовую гамму.

    Контраст площадей

    Этот вид контраст основан на восприятии объектов в виде цветовых пятен, занимающих разную площадь. Контраст площадей обычно усиливает другой вид контраста. Особенности восприятия гласят, что светлое смотрится крупнее, по сравнению с равным по площади темным. Таким образом, меняя соотношение площадей, можно добиваться ощущения равновесия в одежде, или напротив, сильным контрастом привлечь внимание к определенной детали.

    Температурный контраст

    Опять обратимся к цветовому кругу. На первый взгляд, кажется что на одном полюсе находятся "горячие" оттенки - красный, желтый и оранжевый, а на противоположном - "холодные": синий, фиолетовый, зеленый. Но это ощущение верно, пока речь идет о сравнении чистых цветов спектра между с собой. Объективно же, цвет по температуре нейтрален, и теплыми или холодными являются его оттенки, за счет примеси желтого или синего пигмента соответственно. Нюансы температуры часто даже не различимы нетренированным глазом.

    На практике температурный контраст можно использовать, если очень хочется носить оттенки, не подходящие температурным особенностям вашей внешности, для смягчения перехода.

    Симультанный контраст

    Физически такого вида контраст не существует, этот контраст лишь особенность цветовосприятия человеческого глаза и мозга. Суть его в том, что хроматический или ахроматический цвет, помещенный на цветной фон, приобретает оттенок дополнительного к фоновому (противоположного на круге) цвета.

    В жизни симультанный контраст используется для усиления естественных красок внешности, например, цвета глаз.

    Также симультанный контраст коварен тем, что создает нежелаемые эффекты: придает зеленоватый оттенок русым волосам, если они находятся рядом с большой площадью красного, или делает блонд дешево-желтым в соседстве с фиолетовой одеждой и аксессуарами.

    Теория цвета не просто абстрактное знание, - это мир вокруг нас. Понимание сути контрастов позволяет грамотно подчеркивать свои достоинства, затенять недостатки, привлекать внимание окружающих и собирать комплименты в свой адрес.

    Контраст дополнительных цветов

    2 цвета являются дополнительными, если их пигменты при смешивании дают серый цвет.
    Расположенные рядом, они максимально усиляют друг друга. Каждый цвет имеет лишь один дополнительный.
    Пары:
    Желтый: фиолетовый (желтый: красный + синий)
    Синий: оранжевый (синий: желтый + красный)
    Красный: зеленый (красный: синий + желтый)
    Желто-оранжевый: сине-фиолетовый
    Желто-зеленый: красно-фиолетовый
    Сине-зеленый: красно-оранжевый
    В этих парах всегда присутствуют основные цвета: синий, красный, желтый.
    С помощью двух дополнительных цветов можно получить особенно красивые серые цвета.
    Примеры: Поль Сезанн «Гора Сен-Виктор»:

    Царь Соломон, встречающий царицу Савскую:


    Ладья (дымковская игрушка):

    Ладья (сюзанне):


    Симультанный контраст.

    Симультанный контраст - явление, при котором наш глаз при восприятии какого-либо цвета требует появления его дополнительного цвета, и если такового нет, то порождает его сам. Симультанно порожденные цвета возникают как ощущение и объективно не существуют.
    Опыт: в каждый из 6 квадратов, окрашенных в чистые цвета, помещено по маленькому квадрату нейтрального серого цвета, светлота которого соответствует светлоте основных цветов. Каждый из этих серых квадратов начинает приобретать оттенок цвета дополнительного к основному цвету большого квадрата. Симультанное действие тем сильнее, чем активнее основной цвет.


    Симультанно возникающие цвета вызывают в нас чувство возбуждения и живой вибрации от непрерывно меняющейся интенсивности этих цветовых ощущений. При длительном рассматривании основной цвет как бы теряет силу, а восприятие симультанного усиливается.
    Смультанный контраст возникает и при сочетании двух чистых цветов, не являющихся строго дополнительными. Каждый из этих цветов будет стремиться сдвинуть другой в направлении к его дополнительному, причем в большинстве случаев оба цвета теряют нечто от присущего им характера и приобретают новые оттенки. Цвета как бы "качаются", переходя из своей реальности в новое измерение. Цвет начинает терять свою материальность.
    Симультанный контраст можно усилить, либо нейтрализовать путем примеси цвета, дополнительного к соседствующему (усиление), либо примеси самого соседствующего цвета (нейтрализация). Нейтрализация, либо уменьшение симультанного контраста также происходит при наличии контраста светлого и темного.
    Симультанные проявления чистых цветов возникают и тогда, когда вместо дополнительных цветов 12-частного цветового круга берутся цвета, расположенные слева или справа от выбранного начального цвета (не желтый к фиолетовому, а желтый к красно-фиолетовому или сине-фиолетовому, в каждом из них желтый будет выявлять свой дополнительный фиолетовый цвет и т.д.).

    Примеры:
    "Сатана и саранча", Апокалипсис в Сен-Севере:

    "Ночное кафе", Ван Гог:

    Эль Греко, "Срывание одежд с Христа":

    Контраст по насыщенности

    Контраст между цветами насыщенными, чистыми и блеклыми, приглушенными.
    Едва только чистые цвета затемняются или осветляются, они теряют свою насыщенность:
    1. Чистый цвет может быть смешан с белым, что придает ему более холодный характер
    2. Чистый цвет можно смешать с черным. Черный цвет отнимает у цветов их чистоту. Он отдаляет их от света и более или менее быстро «убивает».
    3. Насыщенный цвет может быть ослаблен благодаря добавлению к нему серого цвета (смеси белого и черного). Смешанные с серым тона более блеклые, чем первоначальные оттенки, и нейтрализуются симультанным контрастом.
    4. Чистые цвета могут быть изменены путем добавления соответствующих дополнительных цветов.
    Действие контраста «блеклый - насыщенный» относительно. Какой-нибудь цвет может показаться насыщенным рядом с блеклым цветом, и блеклым - рядом с более насыщенным.
    Если мы хотим добиться выразительности всей композиции, используя только контраст по насыщенности без всяких иных контрастов, то блеклые цвета должны быть составлены на цветовой основе насыщенных, то есть чистый красный должен контрастировать с блеклым красным, чистый синий - с блеклым синим. Но нельзя использовать чистый красный рядом с блеклым синим или чистый зеленый рядом с блеклым красным. Иначе контраст по насыщенности будет заглушен другими контрастами, например, контрастом холодно и теплого.
    Блеклые цвета (главным образом, серые) кажутся живыми благодаря окружающим их чистым цветам.

    Примеры:
    Жорж де ла Тур, "Новорожденный"


    Поль Клее, "Волшебная рыба"


    Тинторетто, "Славянка"

    Матисс:

    Ван Гог:


    Контраст по площади цветовых пятен
    Противопоставление между «много» и «мало», «большой» и «маленький».
    Силу воздействия цвета определяют два фактора: светлота цвети и размер цветового пятна.
    По Гете степень светлоты основных цветов можно представить системой следующих соотношений:
    Желтый 9
    Оранжевый 8
    Красный 6
    Фиолетовый 3
    Синий 4
    Зеленый 6
    Примеры соотношения светлоты пар цветов:
    Желтый: фиолетовый = 9: 3 = 3: 1 = ¾: ¼.
    Оранжевый: синий = 8: 4 = 2: 1 = 2/3: 1/3
    Красный: зеленый = 6: 6 = 1: 1 = ½: ½
    Гармоничные соотношения пятен, заполненных дополнительными цветами (степень светлоты обратна размеру пятна):
    Желтый: фиолетовый = ¼: ¾
    Оранжевый: синий = 1/3: 2/3
    Красный: зеленый = ½: ½
    Гармоничные размеры плоскостей:
    Желтый 3
    Оранжевый 4
    Красный 6
    Фиолетовый 9
    Синий 8
    Зеленый 6
    Или:
    Желтый: оранжевый = 3: 4
    Желтый: фиолетовый = 3: 9
    Желтый: красный: синий = 3: 6: 8
    Оранжевый: фиолетовый: зеленый = 4: 9: 6
    И так далее.
    Сгармонизированные в своих пределах цветовые пятна производят впечатление спокойствия и устойчивости. Представленная система количественных соотношений имеет силу только при использовании цветов в их максимальной насыщенности. Размер и насыщенность цветового пятна тесно связаны между собой.
    Если в цветовой композиции между цветами доминирует какой-то один цвет, композиция приобретает особо экспрессивную активность.
    Если при длительном созерцании картины сосредоточить свое внимание на каком-либо цвете, занимающем незначительную площадь, то этот цвет начинает казаться все более и более интенсивным и действует возбуждающе.
    Контраст по площади цветовых пятен способен проявлять и усиливать действие всех других контрастов.
    Формы, размеры и очертания цветовых пятен должны определяться характером цвета и его интенсивностью.
    Если желтое пятно должно выделяться среди светлых тонов, оно должно занимать значительно большую площадь, чем в том случае, когда это же пятно находится в окружении темных тонов. Здесь достаточно небольшого желтого пятна, т.к. его светлота усиливается окружением.

    Брейгель, "Падение Икара" (на сине-зелено-коричневатом фоне яркое оранжевое пятно воротника и рукава):


    Во время взаимодействия двух противоположностей, отличающихся по какому либо признаку или качеству, свойства каждой из этих групп увеличиваются. Например, длинная палка будет казаться еще более длинной рядом с короткой палкой.

    Если применять семь контрастов, то можно выгодно подчеркнуть в цвете тот или иной признак.

    1) Контраст по тону.

    Он построен на различии между оттенками цветов. Данный контраст представляет собой комбинирование цветов, которые приближены к определенным спектрам.

    Контраст по тону влияет на подсознание человека. Если мы рассмотрим цвет, как источник некой информации об окружающем нас мире, то, соответственно, сочетание нескольких цветов будет заключать в себе информационное послание для нас (были случаи, когда некоторые цветовые контрасты вызывали эпилепсию у человека).

    2) Контраст светлого тона с темным.

    Немного теории. Светлота – это показатель отличия определенного цвета от черного и белого. Если различие между выбранным цветом и черным больше, чем между этим же цветом и белым, значит, цвет является светлый. А если наоборот – то темным. Однако бывает так, что разница между черным и белым цветами равна, то такой цвет относится к средним оттенкам по светлоте.

    Гораздо удобнее определять светлоту цвета, без отвлечения на его тон, то есть перевести цвет в черно-белый цветовой спектр.

    Светлота — это важный показатель цвета. Поэтому определение темного тона и светлого исходит ещё их древности. Этим древним механизмом пользовались и пользуются ещё простейшие одноклеточные животные, для отличия света и темноты. Эволюция именно этой способности глаз привела к цветному зрению. Поэтому до сих пор наш глаз охотнее и быстрее зацепляется за цветовой контраст светлого и темного, чем за любой другой.

    Самым ярким и выразительным примером будет, всем известное, сочетание белого и черного цветов.

    Данный контраст идеально подходит для достижения эффекта определенности и получения результата.

    Разницу между оттенками светлого и темного увидеть проще, нежели чем соотнести эти оттенки. И, как следствие, за счет такого контраста с легкостью можно достичь объема и реалистичности картинки.

    3) Контраст холодного тона и теплого.


    Он основан на различии между возбуждающих и «тормозящих» цветов. Для получения теплового контраста в цвете, в чистом его виде, цвета нужно выбирать одинаковые по их светлоте.

    Такой контраст прекрасно подходит для воссоздания образов с различной активностью. Например, получение образ «борца за справедливость» и «снежной королевы».

    4) Контраст дополнительных цветов.


    К дополнительным цветам относятся цвета, при смешивании которых будет получаться серый цвет. А если смешать спектры дополнительных цветов, то будет получаться белый цвет.

    В цветовом круге Иттена, дополнительные цвета расположены друг напротив друга.

    Контраст дополнительных цветов — это самый сбалансированный контраст, потому что дополнительные цвета вместе достигают «золотой середины» (белого цвета). Однако проблема есть, и она заключается в том, что дополнительные цвета не создают, не направляют на движения, не приводят к цели. Из-за этого такое сочетание советуют реже использовать в повседневности, потому что создается ощущение «накала страстей», а в таком напряженном состоянии человеку тяжело находиться длительное время.

    А для живописи этот инструмент будет незаменим.

    5) Симультанный контраст.

    Симультанный контраст – это контракт, который создаёт иллюзию дополнительного цвета на соседнем оттенке.

    Наиболее часто он проявляется в комбинировании с черным либо серым с ароматичными (другими словами отличительными от черно-белого сочетания) цветами.

    Данный контраст всегда расположен в нашем восприятии. Он больше других направляет наше подсознание стремиться к золотой середине.

    Разберём на практике.

    Смотрите в течение нескольких минут внимательно по очереди на каждый серый прямоугольник, дождитесь, когда Ваш глаз устанет, и только затем серый цвет изменит свой оттенок на дополнительный цвет по отношению к фону, на котором расположен.

    На оранжевом фоне, серый цвет примет синеватый оттенок.


    На красном фоне – зеленоватый оттенок.

    На фиолетовом фоне – желтоватый оттенок.

    Хотя этот контраст буде скорее вредным, чем полезным. Для того чтобы его погасить следует добавить оттенок основного в изменяемый цвет. Например, если в серый цвет добавить желтый и разметить его на оранжевом фоне, то симультанный контраст будет сведён практически к нулю.

    6) Контраст по насыщенности.

    Насыщенность (или интенсивность) – это показатель внешней выраженности определенного цвета. Это определение действует в рамках одного оттенка, где степень его насыщенности будет измеряться степенью отличия от серого цвета: отношение насыщенности к светлоте.

    Определение насыщенности так же напрямую связано с показателем яркости, потому что самый насыщенный тон среди своей линейки будет являться и самым ярким тоном.

    Если взглянуть на шкалу светлоты, то можно заметить, что чем выше показатель насыщенности, тем светлее будет тон.

    Отметим, что ненасыщенными цветами могут также быть затемненные и засветленные, а так же сложные не яркие цвета.

    Чистым контрастом по насыщенности считается контраст, выстроенный на основе отличия между яркими и не яркими цветами, находящимися в одной линейке по светлоте.

    Такой контраст дает нам иллюзию выдвижения вперед более ярких оттенков расположенных на фоне менее ярких. При помощи контраста по насыщенности оттенков легко можно выделить нужную деталь Вашего наряда, расставить правильные акценты образа.

    7) Контраст по размеру цветовых пятен.


    Основанием данного контраста является количественная разница между цветами. С помощью такого контраста достигается равновесие или, наоборот, динамика.

    Отметим, что для получения гармонии светлых оттенков должно быть больше в отличие от темных.

    Так же, чем светлее и ярче пятно на темном фоне, тем меньше ему надо пространства для достижения гармонии и равновесия.

    Надеюсь, эта статья поможет Вам при выборе цвета для своего гардероба и обустройства интерьера.